Тема о необходимости прогрева двигателя зимой извечна. Мнений по этому поводу, наверное, больше, чем просто звезд на небе. Правда, на эту тему обычно говорят люди, далекие от разработки и совершенствования автомобильных двигателей. Но что думает человек, который создает и оптимизирует гоночные двигатели в американской компании ECR Engines? Его зовут доктор Энди Рэндольф, и он разрабатывает мотоциклы для серии NASCAR.
Инженер отмечает, что холодный двигатель страдает от двух факторов. Во-первых, при очень низких температурах вязкость моторного масла увеличивается. Производители масел частично решают эту проблему, грубо говоря, смешивая компоненты с разными вязкостными характеристиками: один с низким коэффициентом вязкости, а другой с высоким коэффициентом вязкости. Таким образом получается масло, не теряющее своих свойств при низких или высоких температурах. Правда, это не значит, что вязкость масла не увеличивается с понижением температуры.
В холодную погоду масло в системе смазки густеет, и его движение по масляным магистралям затрудняется. Особенно если у двигателя большой пробег. Это приводит к недостаточной смазке некоторых движущихся частей, пока блок двигателя и само масло не станут горячими. Кроме того, масляный насос может даже перейти в режим кавитации, когда он начинает всасывать воздух (это происходит, когда скорость откачки масла из насоса становится выше, чем производительность всасывающего трубопровода).
Вторая проблема, по словам доктора Рэндольфа, - это алюминий, из которого сделаны самые современные двигатели. Коэффициент теплового расширения алюминия намного выше, чем у чугуна. Это означает, что при нагревании и охлаждении алюминий расширяется и сжимается намного сильнее, чем чугун. Основная проблема в этом случае заключается в том, что блок двигателя выполнен из алюминия, а коленчатый вал - из стали. Бывает, что в холодную погоду колодка сжимается намного больше, чем коленчатый вал, и подшипник вала садится плотнее, чем нужно. Грубо говоря, «сжатие» всего двигателя и уменьшение зазоров приводит к усилению трения движущихся частей двигателя друг о друга. Ситуация усугубляется вязким маслом, которое не может обеспечить адекватную смазку.
Доктор Рэндольф определенно советует прогреть двигатель за несколько минут до запуска. Но это всего лишь теория. Но насколько сильно изнашивается двигатель, если среднестатистический водитель запускает каждый день зимой, как только он его заводит? А как быть с мнением уважаемых специалистов, которые утверждают, что длительный прогрев двигателя ему только вредит?
Фактически, нет необходимости простаивать 10-15 минут, маслу требуется максимум 3-5 минут для достижения диапазона рабочих температур в зависимости от марки самого масла. Если на улице минус 20 градусов, нужно подождать минут 5 - столько нужно маслу, чтобы нагреться до 20 градусов, чего хватит для необходимой смазки двигателя.
|