В связи с обоюдными санкциями в некоторых СМИ и блогах любители видеть всё в чёрном свете затянули старую песню о том, что-де в России отсутствует промышленность, не связанная напрямую с добычей полезных ископаемых, и что если европейцам удастся диверсифицировать источники поставок энергоносителей (получать газ не только из России, подключив к снабжению Иран и Катар), то экономика рухнет и нечем станет наполнять бюджет.
Всё это слабо коррелирует с тем, что на российском рынке действует немало компаний, торгующих промышленным оборудованием, включающим металлорежущие станки в диапазоне от традиционных токарных или фрезерных до высокоточных систем электроэрозионной обработки металла. Если бы потребности ограничивались заводами по ремонту оборудования по добыче и транспортировке нефти или газа, то торговцы станками разорились бы, не имея возможности ничего продать: было бы целесообразнее ввозить запчасти для плановых или аварийных ремонтов из-за кордона, нежели производить их на месте.
На самом деле, если пройтись по различным бизнес-порталам, общероссийским, или региональным, то можно увидеть, что немалое число предприятий среднего и крупного бизнеса заняты в сфере машиностроения, и помимо «отвёрточной сборки» автомобилей иностранных марок, есть достаточно обширное собственное производство. Так, колонка управления задвижкой с ручным или электрическим приводом для подземных водопроводов выпускается чебоксарским предприятием, наряду с иной запорной арматурой, есть заводы, производящие станции водоочистки, насосы, кузнечно-прессовое оборудование, компрессоры. Электроэрозионные станки, упомянутые ранее, также не импортируются, а изготовляются внутри страны (принцип такой формы обработки предложен советскими учёными ещё до войны). Стоит вспомнить, что «Лады», «Газели» и «Камазы» — это автомобили отечественного производства, добавив к этому выпуск военной техники, подробности которого малоизвестны по достаточно ясным причинам.
По ряду причин, преимущественно экономического характера, были закрыты некоторые из заводов советской эпохи, выпускавшие неконкурентоспособную продукцию, но выводы о гибели всего российского машиностроения совершенно преждевременны и не соответствуют действительности. Всё сказанное не означает, что проблемы отсутствуют: возможно, следует сделать упор на инновационное развитие, преодолеть отставание в некоторых аспектах технологии, особенно это относится к электронике или ПО. Но оплакивать отечественное машиностроение глупо — оно не собирается умирать.
|